Психосоматика простатита

Психосоматика простатита

27 - 30 октября 2016 года, Москва

Семинар для перинатальных психологов и психотерапевтов, а также всех, кто работает с беременными, детьми или специализируется на работе с семьями, в том числе, на работе с психологическим бесплодием. В рамках этого семинара вы научитесь выявлять и корректировать причины различных проблем, возникающих в перинатальном периоде, понимать взаимосвязи, существующие в семье, и их влияние на состояние здоровья членов семьи, узнаете, как влияет на ребенка эмоциональное состояние матери и других членов семьи и научитесь корректировать это состояние.

До прохождения семинара "Психосоматика-6. Телесно-ориентированная терапия в перинатальном периоде" необходимо пройти  семинары Психосоматика-1.Телесно-ориентированная терапия , Психосоматика-3.Коррекция последствий травм, Психосоматика-4.Висцеральные структуры и меридианы тела , т.к. на них осваиваются основные техники работы и более подробно разбираются вопросы выстраивания тактики работы  с клиентами.
 
Программа семинара:
1. Право- и лево-полушарное мышление. Механизмы самовосстановления человеческого организма и способы их активизации.
2. Ключевые зоны человеческого тела и связанные с ними эмоции. Эмоциональные и соматические причины активизации ключевых зон. Физиология психосоматики.
3. Эмпатия. Состояние внутренней готовности и техника безопасности психотерапевта. Тактика работы с клиентами. Специфика работы с беременными и молодыми мамами.
4. Биодинамический подход.
5. Способы самостоятельной диагностики и коррекции активности ключевых зон.
6. Обучение беременных женщин и матерей способам самостоятельного определения и коррекции активности ключевых зон и формированию диалога с ребенком.
7. Мануальная коррекция. Качество движения терапевта (постановка рук). Тактика и техники выявления и коррекции ключевых зон.
8. Этапы перинатального периода: подготовка к беременности, лечение бесплодия, беременность, формирование диады, роды, постнатальный период. Особенности телесно-ориентированной психотерапии на разных этапах.
9. Психологическое бесплодие. Способы выявления и коррекции причин: экспресс- консультирование, биодинамическая коррекция (авторская методика).
10. Беременность. Особенности психосоматики беременных. Способы выявления и коррекции отклоняющихся вариантов гестационной доминанты с помощью телесно-ориентированных техник. Работа с ятрогениями.
11. Новорожденные. Необходимость ранней оценки состояния ребенка и коррекции. Первичная оценка состояния и коррекция, в том числе, коррекция родовых травм.
12. Формирование основных навыков у детей до 1 года. Оценка нервно-психического развития ребенка. Способы коррекции.
13. Детские перинатальные проблемы и их возможные причины. Ребенок как часть семьи и «зеркало» существующих в ней проблем. Диадная взаимосвязь ребенка и матери.
14. Методы выявления
и коррекции проблем. Тактика и техники работы с детьми и их мамами (семьями).
15. Работа на фантомах, коррекция родовых связей, коррекция линии жизни, индивидуальные расстановки. Показания и противопоказания к использованию этих техник.


Применяемые методы основаны на ощущениях собственного тела и биодинамических техниках. В процессе обучения производится «постановка рук» - настройка чувствительности и качества движения. Эти техники, в отличие от других видов мануальных воздействий, относятся к мягким щадящим воздействиям. Воздействие направлено на оптимизацию и восстановление внутренних ресурсов организма (семьи). При этом создаются условия для нормальной работы всех систем организма, оптимального физического и эмоционального состояния человека, гармонизируются отношения в семье.

Стоимость участия  в Москве 20 000 руб.

Видеосъемка разрешена.

Дополнительная информация о семинарах и заявки об участии +7 916-951-44-95  или Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  Милакова Светлана.

Место проведения семинаров в Москве: М. Первомайская, 9-я Парковая ул, д.48/4, 4 этаж (подниматься по левой лестнице), начало в 10 часов.  Адреса, схемы проезда  и телефоны ближайших гостиниц (ссылка)

Видео с предыдущих семинаров можете посмотреть на моем канале на.com:

 

Теоретические материалы семинара ( представлены частично)

1. Право- и лево-полушарное мышление. Механизмы саморегуляции и самовосстановления человеческого организма и способы их активизации

У человека есть два способа восприятия окружающего мира: разум и чувства.
«Возможности человека мыслить и чувствовать определяют и возможность восприятия, познания окружающей действительности на разных уровнях: логическом – с помощью  разума и внелогическом (религиозном)- чувствами. У людей по-разному развиты эти «уровни» - кто-то склонен к точным наукам и принимает в расчет только то, что можно объяснить и сосчитать, а кто-то, наоборот, живет только верой. Но противопоставлять эти уровни нельзя, так как только при  их сочетании можно получить полную картину мира.» Б. Раушенбах «Религия и нравственность»  Объяснить мысли через чувства и наоборот не получается, т.к. это разные способы восприятия окружающей действительности.  
Левое полушарие мозга отвечает за наши мысли, осознание себя как индивида, связи с социумом, рациональное восприятие окружающего мира и его оценку, выделяет  конкретные детали восприятии реальности, подгоняя их под существующие стереотипы восприятия, постоянно возвращает нас в прошлое или отправляет в будущее, ведет внутренний диалог.
Правое полушарие нашего мозга отвечает за наши чувства, состояние «здесь и сейчас», целостное восприятие окружающего мира, ощущение единства с миром, высшими силами, интуицию, творчество, знания, которые приходят к нам как озарения и открытия. Правое полушарие также обеспечивает работу механизмов саморегуляции и самовосстановления нашего организма.
Особенности творческого мышления (необходимые качества психолога):

  • пластичность – возможность находить несколько  решений и предлагать их клиенту, если он находится в безвыходной ситуации
  • подвижность – способность переходить на разные точки зрения, чтобы как следует разобраться в проблеме
  • оригинальность -  порождает неожиданные, непривычные решения и помогает разорвать замкнутый круг, в котором находится клиент.

В нашем организме природой заложены мощнейшие механизмы самовосстановления, которые сами могут победить любую болезнь - надо только дать им возможность это сделать. И это по силам любому человеку - было бы желание, вернее, намерение и вера в то, что все получится, все будет хорошо.  
Хорошее самочувствие – это способность хорошо чувствовать себя. В нашем организме природой заложены мощнейшие механизмы самовосстановления, которые сами могут победить любую болезнь - надо только дать им возможность это сделать. «Никто не исцелит вас, кроме вас самих, как никто не может принимать вместо вас пищу или смеяться. Неважно, сколько трудятся над вашим исцелением другие. Всегда помните, что одно только ваше тело вершит исцеление. Проще говоря, ваше тело само исцеляет себя.» Гордон Ричард «Квантовое прикосновение»
«Первый шаг в осознанности – стать очень внимательным к своему телу. Мало-помалу человек становится бдительным в каждом жесте, в каждом движении. По мере того, как ты становишься более осознанным, начинает происходить чудо: многие вещи, которые ты делал раньше, просто исчезают. Твоё тело становится более расслабленным, более сонастроенным, глубокий мир воцаряется в твоём теле, тонкая музыка пульсирует в твоём теле.»  Ошо
Наша жизнь, особенно в мегаполисах, устроена  так, что у большинства доминирует левое полушарие, люди фактически превращаются в биороботов, выполняющих одни и те же процессы. И, когда тело не справляется с нагрузками, начинает болеть, мы снимаем симптомы лекарствами или идем на операцию и продолжаем выполнять  свои производственные функции.
Умственное, эмоциональное и физическое начала человеческого организма тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Я бы добавила сюда еще и энергетику человека. Научившись слышать тело, понимать его, легче постоянно находиться в состоянии здоровья, разбираться в своих эмоциях, чувствах и желаниях, понимать (чувствовать), что нужно именно тебе, здесь и сейчас, выбирать жизненный путь, ведь правильный выбор мы делаем не умом, а сердцем.
«Медицина будущего, по моему убеждению, будет построена на том, что каждый станет своим собственным целителем. На чем основана эта уверенность? На том важнейшем факте, который не так давно стал достоянием медицинской науки: в организме человека есть поистине замечательная внутренняя аптека, содержащая полный комплект лекарств для профилактики и лечения всевозможных заболеваний. Эти лекарства, кстати, гораздо более совершенные и эффективные, нежели все медикаменты, когда-либо созданные фармацевтами, производятся не каким-либо одним особым органом, а всей исцеляющей системой организма, которая включает в себя иммунную, нервную системы и железы внутренней секреции.
По сигналу, поступающему из нервной системы, любой из нас способен вырабатывать вещества, снимающие боль не хуже морфина; мы можем сами погружать себя в сон, не опасаясь побочных явлений, свойственных снотворным средствам; можем производить в нужных количествах транквилизаторы, антибиотики и даже останавливать рост раковых опухолей. К идее создания Новой медицины, основанной на сознательной саморегуляции организма, неоднократно обращались многие врачи и ученые смежных специальностей на протяжении двух последних десятилетий, но лишь недавно они получили в свое распоряжение достаточно убедительные свидетельства того, сколь эффективным может быть внутреннее, природное самоисцеление. Я убедился в этом со всей очевидностью в ходе собственной медицинской практики в качестве врача-эндокринолога.» Дипак Чопра, Президент Американской ассоциации аюрведической медицины, «Исцели себя сам».
«В трансовых состояниях различной глубины (медитация, молитва, гипноз) мыслительный процесс останавливается,  левое полушарие мозга значительно снижает свою активность, а правое активизируется, запуская механизмы саморегуляции организма. Исследования показали, что во время молитвы (медитации) мозг работает  на частоте 3 Гц, что соответствует дельта-ритму  При этом выключается теменная доля мозга, которая отвечает за осознание себя как индивида и ориентацию в пространстве, человек теряет связь с реальностью, выходит за ее пределы и ощущает связь с вселенной. При этом организм находится во власти бессознательного, природы, которая его лечит и восстанавливает. Мы созданы так, что трансовое состояние является неотъемлемым состоянием, в котором хочет функционировать наш мозг.» Фильм «Молитва - сильнее смерти»
Механизмы саморегуляции организма обеспечивают компенсацию нарушений в работе различных систем и органов за счет других систем и органов в пределах  их  ресурса. Когда компенсаторная способность исчерпана, мы начинаем чувствовать боль, которая появляется в  «последнем» в этой цепочке компенсаций месте (органе), а  совсем не там, где находится ее истинная причина. Вот это место мы, как правило, и начинаем «лечить». Не очень-то эффективно по вполне понятным причинам. Но, оказывается, организм  сам «знает» и готов подсказать нам, где именно находится та самая причина. Нам остается только научиться слышать (чувствовать) его подсказку. Чтобы дать телу возможность включить механизмы саморегуляции, достаточно просто переключиться на ощущение собственного тела и понаблюдать за ним.
2. Ключевые зоны человеческого тела и связанные с ними эмоции. Эмоциональные и соматические причины активизации ключевых зон. Физиология психосоматики

 Все наши эмоции начинаются с тела. Нервные клетки тела первыми реагируют на внешнее воздействие, потом в эту рефлекторную реакцию включаются сосуды, внутренние органы, мышцы. И только потом мозг начинает управлять нашей реакцией, модифицируя инстинктивную реакцию до приемлемого вида в соответствии с социальными нормами и правилами. Если реакция адекватна внешнему воздействию, т.е. оно полностью отреагировано, все системы и органы возвращаются в «исходное» положение.
Если человек длительное время находится в стрессовой ситуации, ему приходится себя сдерживать или испытывать страх и другие эмоции, не имея возможность полностью и адекватно их отреагировать, в теле образуются зоны, обладающие повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и определяющие стереотип реагирования на стресс (сдерживание, страх и т.д.). В результате практически любая ситуация становится для человека сильным стрессом и сопровождается однотипными, как правило, неадекватными реакциями – он всегда боится или всегда злится, или всем всегда недоволен и т.д.
В теле человека существует 4 пары ключевых зон (справа и слева). Зоны слева – точки входа эмоций (информации), а справа – точки выхода эмоций (способ реагирования на внешнюю информацию). Ключевые зоны активны всегда, но в разной степени в зависимости от времени суток, ситуации, солнечной активности, состояния магнитного поля земли. Ключевые зоны располагаются:
1. На голове S1 и D1. Если вы положите  свои ладони на лицо справа и слева так, чтобы нижние части ладоней располагались на уровне мочки уха, то под ними окажутся эти ключевые зоны.
2. В грудной клетке S2 и D2: легкие, бронхи, сосуды легких.
3. Под диафрагмой S3 и D3: почки; селезенка, поджелудочная железа (тело и хвост), часть желудка (слева); печень (правая доля), желчный пузырь, крупные сосуды, 12-перстная кишка, головка поджелудочной железы (справа).
4. В области таза S4 и D4: тазовое нервное сплетение, сосуды, придатки (у женщин), отделы толстого кишечника, находящиеся в этих областях.
Активность этих зон связана с состоянием человека и эмоциями:

Первичные левые зоны, признаки активности Первичные правые зоны
S1 – реакция на новую информацию, суета, наплыв мыслей. Невозможно собраться  с мыслями, сконцентрироваться. D1- попытка упорядочить, осмыслить полученную информацию
S2 – разрыв между мыслью и действием: вожделение, выбор, стремление что-то изменить, в том числе, стремление к личностному росту. Уныние, сожаление, разочарование (от неисполнения желаний) D2- контроль, планы, концепты, реализация желаний и стремлений. Чувство собственной важности и исключительности.
S3 – сожаление об утрате, тоска, печаль, «камень под сердцем», обида; неприятие других и себя, несогласие, сепарация реальности, сравнение себя с другими. Тяжесть в груди, вдохнуть тяжело, раздражение. D3 – гиперконтроль, самоунижение. Жесткая самодисциплина, повышенные требования к другим.
S4 – страх, в основе которого лежит страх смерти. Любые перемены вызывают страх,  в том числе, страх за других людей. Проигрываются самые негативные сценарии. Тяжелая «чумная» голова, головная боль. D4- самоограничение, отказ. Оправдание бездействия, тем, что, все равно, ничего не получится или тем, что незачем чего-то добиваться.

Наше тело начинает действовать, как только мы о чем-то подумали, получили новую информацию или ведем внутренний диалог. Если нет адекватного действия - напряжение остается,  и возникает синдром незавершенных движений. Организм тратит значительный ресурс на поддержание этого состояния. С возрастом такие неотреагированные состояния накапливаются, появляется хроническая усталость, психосоматические заболевания. Практически все заболевания являются психосоматическими.
Механизм возникновения изменений тканей и органов в ключевых зонах следующий: стрессовая ситуация (информация о ней) вызывает реакцию нервной ткани, в результате которой происходят  электро- и биохимические изменения и возникает отек (формируется дисфункция нервной ткани). Если ситуация не разрешается длительное время, происходит формирование фиброзных изменений в  нервной ткани и гипоафферентных (обладающих повышенной чувствительностью к слабым раздражителям) участков, определяющих стандарт реакции в различных ситуациях. Дисфункция распространяется на находящиеся рядом с ней сосуды, внутренние органы, мышцы, вызывая отечные и фиброзные изменения в них. Она обладает свойством стягивания в себя окружающих тканей, вызывая в них напряжение, которое передается на другие регионы тела, вызывая  и там изменения в тканях и органах. Организм компенсирует эти изменения, незаметно меняя двигательный стереотип, перераспределяя нагрузки, а, когда возможность этих компенсаций исчерпывается, появляется боль. Причем место, в котором появляется боль, как правило, находится не в ключевой зоне, которая первой отреагировала на стрессовую ситуацию, хотя дисфункция этой первичной ключевой зоны и является причиной боли.
Часто причиной головных болей, хронических заболеваний горла и носоглотки является активность ключевых зон тазовой области, а причиной боли в суставах ног – активность правой поддиафрагмальной области. Искривления позвоночника могут быть вызваны активностью ключевых зон, находящихся в грудной клетке или в поддиафрагмальной области, причем искривление часто бывает направлено в сторону активной зоны. В то же время, активность ключевых зон головы может вызывать боли в пояснице и в области крестца. Простатит, миомы, бесплодие часто вызываются активностью ключевых зон тазовой области.
 Активность ключевых зон также может быть следствием травм, в  том числе, и очень старых. Например, при серьезных травмах ног (вывихи, переломы, разрыв связок, сильные ушибы) организм, оберегая больное место, переносит большую часть нагрузки на здоровую ногу. И даже после того, как последствия травмы были устранены, нормальное распределение нагрузок не всегда полностью восстанавливается, появляется дисбаланс правой и левой сторон тела. В результате может повыситься активность ключевых зон, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки в результате компенсации последствий травмы. Таким образом, старая травма, о которой все давно забыли, тоже может определять поведенческие стереотипы.
Нарушения  в работе иммунной, эндокринной, пищеварительной, сосудистой и других систем организма также вызваны активностью ключевых зон и имеют психосоматическую природу. Организм реагирует на стресс и меняет, например, гормональный фон таким образом, чтобы наилучшим образом обеспечить инстинктивную реакцию на стресс. Но мы не имеем возможности отреагировать так, как это предусмотрено природой – не позволяют правила, существующие в социуме, стрессовая ситуация полностью не разрешается, изменение гормонального фона сохраняется. Что происходит дальше? Мы начинаем себя плохо чувствовать, идем к врачу, анализы показывают, что гормоны не в норме, и нам назначают лекарства, которые должны нормализовать гормональный фон. Мы начинаем принимать лекарства, но организм настроен на то, что  в данной стрессовой ситуации ему необходим именно такой гормональный фон, который он обеспечивал сам, и он пытается скомпенсировать действие лекарств дальнейшим изменением гормонального фона. И так далее… В результате  заболевание становится хроническим, а прием лекарств постоянным.
Если найти причину этой стрессовой ситуации и с помощью психотерапевтических техник осуществить ее отреагирование или минимизировать активность ключевых зон на физическом уровне, необходимость в изменении гормонального фона исчезает, и он нормализуется.

3. Биологическое центрирование

«Волнение сказывается тогда, когда вы позволяете напряжению управлять собой, вместо того, чтобы самим управлять напряжением. Обычным откликом на напряжение являются мысли о поражении, потому что при напряжении пульс учащается, и сердечный ритм вызывает нервозность. Всегда помните, что ваш успех начинается внутри вас; если вы не увидите его первыми, окружающие не заметят его никогда.»Чак Норрис.
«Сожаления уводят наши мысли в прошлое, опасения - заставляют думать о будущем. Таким образом, Ум децентрирует нас, постоянно выталкивая из состояния здесь и сейчас, и лишает нас нашей естественной жизненной силы». Ю. В. Чикуров
Наверное, каждому человеку знакомы неуправляемые эмоции, бесконечные мысли об одном и том же, повторяющиеся ситуации, невозможность сделать выбор или принять решение. Зависание на прошлых проблемах, обидах или на нереализуемых планах и фантазиях также отнимает очень много сил, поэтому в таком состоянии практически любая проблема кажется неразрешимой. Обычно человек не осознает истинных причин такого состояния и не может с ним справиться. Эти состояния очень утомительны, они вызывают усталость, апатию, эмоциональный дисбаланс, проявляются на физическом уровне и могут привести к возникновению психосоматических заболеваний. В таком состоянии практически невозможно нормально жить и работать, объективно воспринимать окружающее. Такие состояния мы описываем словами: «вышел из себя, сердце не на месте, сейчас взорвусь» и т.д. И это не просто метафоры, а отражение истинного положения вещей.
Сочетание устойчиво активных ключевых зон начинает формироваться  в раннем детстве, а может и сформироваться во время беременности (повторяются материнские зоны). Оно определяет характер человека и его способ реагирования на все происходящее с ним.  Такое децентрированное состояние заставляет в любой ситуации находить повод для привычной реакции (обиды, страха, желания контролировать и т.д.), не позволяет видеть ее такой, какая она есть.
Состояние биологического центрирования можно охарактеризовать следующими словами:
- знание без веры;
- уверенность без колебаний;
- ясность без слов.
«У-вэй — созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «недеяние», хотя более правильным вариантом было бы «немотивированность». Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас. Родственным и весьма приближенным к понятию У-Вэй являются неделание в учении К. Кастанеды и неделание Л. Н. Толстого.» Википедия.
В таком состоянии совершаются открытия, творят художники, выполняются восточные практики (йога, цигун), тибетский массаж ку-нье, тайский массаж и т.д.
Состояние осознанности, ощущение себя «здесь и сейчас» наиболее оптимально.
Во-первых, в таком состоянии можно просто наблюдать за происходящим и адекватно реагировать. Вы чувствуете то, что реально происходит, а не то, на что откликаются ваши активные ключевые зоны («больные мозоли»).
Во-вторых, биологическое центрирование обеспечивает баланс работы правого и левого полушарий головного мозга и позволяет запустить процессы саморегуляции и самовосстановления в организме.
В третьих, в таком состоянии вы в любой ситуации осознанно почувствуете и выберете именно то, что вам нужно сделать здесь и сейчас, а не поступите "как правильно", как учили другие. «Правильное» решение - это когда вам становится комфортно!
В четвертых, гармонизируются отношения с окружающими - вы перестаете «ставить им оценки», они не выводят вас из себя. Вы просто наблюдаете за ними, и вам становится понятно, почему они так ведут себя. Окружающие чувствуют ваше состояние, и им комфортно рядом с вами.
И, пожалуй, самое главное: гармоничное внутреннее состояние гармонизирует окружающую действительность. Согласитесь, человеку, у которого плохое настроение, все вокруг кажется мрачным, люди – хмурыми и сердитыми.. А в хорошем настроении человек видит все совсем по-другому - и солнце ярче, и небо голубее, и люди вокруг хорошие.))
Таким образом, состояние осознанности, внутреннего центрирования фактически позволяет сформировать новую реальность, сделать ее более позитивной, гармоничной.
"Стань полым бамбуком, и ты станешь ожившей флейтой, потому что сам Бог заиграет через тебя Твою музыку."

4. Эмпатия. Состояние внутренней готовности психотерапевта. Тактика работы с клиентами

Эмпатия - дистанцированное профессиональное участие и сопереживание.
 «Во время исповеди   консультант внимательно слушает и при необходимости задает наводящие вопросы, подводя клиента к сути проблемы и  возможным ее причинам. Консультант должен обладать эмпатией, чтобы   во время разговора суметь выявить ключевую проблему (сам клиент, как правило,  видит причину  в чем-то другом).» Ролло Мей «Исповедь и толкование»
Таким образом, психолог (психотерапевт) должен уметь ПОЧУВСТВОВАТЬ, что именно волнует клиента, что стоит за его словами и эмоциями. Но почувствовать то, что реально волнует клиента, терапевт может только, если он сам в это время полностью нейтрален, а не реагирует на проблемы клиента лишь потому, что они созвучны его личными проблемам. Насколько хорошо проработан сам терапевт, настолько он эффективен в работе с клиентами!
Состояние внутренней готовности или биологического центрирования заключается в том, что в процессе работы с клиентом полностью отключаешься от всех своих проблем, не думаешь о них, не испытываешь каких-то эмоций, связанных со своими личными проблемами, находишься «здесь и сейчас» и просто чувствуешь происходящее с клиентом, эмоции, которые он испытывает. Это состояние позволяет задавать именно те вопросы, которые приведут к выявлению истинной проблемы и ее причин, ускоряет процесс психотерапии. Состояние  внутренней готовности нужно  еще и для того, чтобы не «делиться» своими проблемами с клиентом и не брать на себя его проблемы – не вовлекаться эмоционально в разговоры, в то же время, внимательно слушая человека. Клиенты, чувствуют, что вы не отвлекаетесь на свои мысли, все ваше внимание (но не более того!!) направлено на них, им становится спокойнее и комфортнее, они начинают говорить то, что их волнует на самом деле, а не то, что подсказывают механизмы психологической защиты.
Более того, если вы находитесь в центрированном состоянии, тело клиента начинает настраиваться в резонанс с вашим состоянием, запускаются механизмы саморегуляции, и начинается процесс исцеления. Когда вы в таком состоянии, с вами легко и комфортно общаться - ведь мы всегда чувствуем настроение и внутреннее состояние человека, с которым общаемся. Вы лучше понимаете других людей, вам легче делать правильный (именно для вас в данной ситуации) выбор, принять оптимальное решение. И еще в таком состоянии можно легко говорить правду, на которую окружающие не обижаются – можно не врать себе и окружающим, Ведь  именно внутренняя ложь –  основная причина неврозов и других неприятностей.
Признавая, что тело, разум и эмоции неразрывно связаны между собой (принцип холизма), можно через физические ощущения (активные ключевые зоны) выйти на истинную проблему, которая никогда не будет озвучена вербально, и ее причины.  Активные ключевые зоны покажут вам истинное состояние клиента, эмоции, которые и являются источником его проблем, а применение, например, ассоциативных или проективных  методик (тестов, сказкотерапии, рисуночных тестов и т.д.) позволит выяснить, чем (кем) именно вызваны эти эмоции.  Такой подход позволяет значительно повысить эффективность и сократить длительность процесса психотерапии.

5. Способы  самостоятельной диагностики и коррекции активности ключевых зон (биологического центрирования). Обучение беременных женщин и матерей способам самостоятельного биологического центрирования (самостоятельной диагностики и коррекции активности ключевых зон)

Определить активные ключевые зоны можно через ощущение собственного тела. Вы можете просто почувствовать и сравнить в ощущениях правые и левые первичные ключевые зоны на одном уровне, например, правую и левую стороны головы. Они будут отличаться друг от друга – одна будет легче (светлее, больше, теплее и т.д.), а вторая наоборот – тяжелее (темнее, меньше, холоднее). По каким именно качествам будут ощущаться различия, зависит от ваших приоритетных каналов восприятия. Если приоритет за визуальным восприятием, то разница будет в категориях светлее-темнее или больше-меньше. Если приоритет за тактильным восприятием - легче-тяжелее или теплее-холоднее. Активная зона будет менее комфортна в ощущениях.
Для того, чтобы снизить активность ключевой зоны, направьте свое внимание на ту зону, которая менее комфортна в ощущениях - просто наблюдайте ее, можно накрыть ее расслабленной ладонью, и вы почувствуете, что она становится более комфортной, сравнивается в ощущениях с парной ей зоной.
Пройдите так по всем активным ключевым зонам  и сравните свое состояние до и после этого. Вы заметите, что во всем теле появляется чувство легкости, приятного тепла, меняется осанка, улучшается настроение. Такое внимание к собственному телу запускает механизмы самовосстановления. В таком состоянии мысли не мешают процессам саморегуляции - ведь вы просто чувствуете, наблюдаете за тем, что происходит, и тело само стремится к наиболее комфортному для него состоянию, которое и является состоянием биологического центрирования.
Существуют и другие способы самостоятельного центрирования:
- дыхательная гимнастика, цигун, йога;
- общение с природой, наблюдение за ней, ощущение, что мы - ее часть;
- аутотренинги, молитва (только искренняя);
- трансперсональные медитации, аффирмации, целительные настрои.
Я думаю, вы согласитесь с тем, что человек, которым сам готов что-то сделать для того, чтобы его самочувствие стало лучше, имеет больше шансов быть здоровым, чем тот, кто рассчитывает, что о его здоровье должны заботиться только «специально обученные» люди, которые и будут виноваты, если он будет чувствовать себя плохо. Да, конечно, часто возникают ситуации, когда помощь специалистов необходима, но посильное участие в процессе выздоровления (реабилитации) самого клиента (пациента) имеет огромное значение. Намерение, настрой на результат зачастую становятся самой важной частью лечения.
Я не сторонник назначения различных гимнастических упражнений - ведь они могут быть полезны, только, если их делать правильно, а это достаточно сложно. Но упражнениями по ощущению своего тела навредить просто невозможно. Это и возможность релаксации, и переключение мозга с режима думания на режим чувствования, в котором запускаются механизмы самовосстановления. Навыки ощущения собственного тела дают возможность общаться с собственным телом не на уровне «болит-не болит», а на уровне легкого дискомфорта, делают нас более осознанными, постепенно уменьшая количество ситуаций, в которых мы действуем автоматически.
Кроме того, оказывается, это очень интересно - уметь слышать, чувствовать свое тело и взаимодействовать с ним, а это особенно актуально во время беременности для формирования диады и установления раннего диалога между матерью и ребенком.

6. Мануальная коррекция. Качество движения терапевта (постановка рук). Тактика  и техники диагностики и коррекции ключевых зон

Вы задумывались, для чего наша рука сама ложится на больное место? Что при этом происходит? Лечение наложением рук (мануальные техники) существует уже много веков. В настоящее время наиболее известны различные мануальные техники, в том числе, точечный массаж, биоэнергетика, рейки, остеопатия, биодинамические и регрессные техники. Общее между ними то, что основным инструментом являются руки целителя (лечащего врача), обладающие высокой чувствительностью в то время, когда он находится  в определенном (центрированном) внутреннем состоянии – состоянии почти 100%-го чувствования, когда тело клиента (пациента) ведет диалог с руками целителя (врача) и «подсказывает», что нужно сделать для устранения того, что мешает саморегуляции организма.

Еще одна принципиальная особенность  этих техник – холистический подход к организму человека как к единой системе и  возможность найти и ликвидировать первопричину заболеваний, а также осуществлять профилактику еще на начальной стадии клинических проявлений или даже раньше, когда клинических проявлений нет, а присутствуют лишь неприятные или периодические болевые ощущения в теле.

При этом создаются условия для нормальной работы всех систем организма, оптимального физического и эмоционального состояния человека, улучшается качество жизни. Эти техники относятся к мягким щадящим воздействиям, в результате их применения создаются условия для нормальной работы всех систем организма, оптимального физического и эмоционального состояния человека, активизируются механизмы саморегуляции и самовосстановления организма, улучшается качество жизни. Они могут применяться при работе с беременными женщинами и грудными детьми.

Сочетание психологического консультирования  с биодинамическими и регрессными техниками позволяет значительно ускорить процесс психотерапии. Ведь работа на физическом уровне зачастую позволяет напрямую устранить проблемы, находящиеся в подсознании, которое, похоже, находится  и в ключевых зонах нашего тела…

7. Особенности телесно-ориентированной психотерапии на разных этапах перинатального периода: лечение бесплодия, беременность, формирование диады, постнатальный период.

Лечение бесплодия. Очень часто бесплодие не связано с какими-то физиологическими нарушениями репродуктивных органов, а имеет психологические причины,  в основе которых подсознательное нежелание иметь ребенка и что-то менять в жизни.

На этом этапе важно с помощью психологического консультирования выявить  конкретные психологические причины бесплодия (это может быть подсознательное или осознанное нежелание повторять судьбу своих родителей, нежелание «жертвовать» карьерой и что-то менять в жизни и т.п.).

При таком бесплодии, как правило, активны ключевые зоны S4 и/или D4. Их активность негативно сказывается на сосудистом и мышечном тонусе органов малого таза, в том числе, матки, что не позволяет оплодотворенной яйцеклетке закрепиться  в матке.

На этом этапе устранение соматических дисфункций биодинамическими и регрессными техниками в сочетании с психологическим консультированием и обучением клиентки техникам саморегуляции позволяет повысить эффективность  и значительно ускорить процесс психотерапии..

Беременность. Беременность является кризисным состоянием – она изменяет эмоциональный фон, требует адаптации и имеет определенную временную продолжительность. Более того, это кризис, после окончания которого невозможен возврат к прежнему образу жизни.

На этапе беременности активность ключевых зон S4 и D4 обусловлена как соматическими, так и психологическими причинами. Соматические причины - увеличение нагрузки на органы малого таза во время беременности. Психологические причины – тревожность по поводу того, как будет протекать беременность, страх перед родами, необходимость изменить образ жизни во время беременности  и т.д. Все это вызывает повышение тонуса матки и является одной из причин гипоксии  у будущего ребенка.

Психологическое консультирование на этом этапе должно быть направлено на предоставление беременной женщине адекватной информации о протекании беременности, родах, о том, как правильно взаимодействовать с персоналом женской консультации,  как сформировать диадные отношения с будущим ребенком, на формирование адекватного отношения к беременности, обучение  чувствованию и коррекции своего состояния и состояния будущего ребенка.

Обучение самостоятельному контролю за активностью ключевых зон и методам их самостоятельной коррекции позволяет снизить тревожность, страх и нормализовать физиологические процессы в органах малого таза и во всем  организме беременной женщины, снизить риск (степень) гипоксии.

Применение биодинамических и регрессных техник для коррекции активных ключевых зон также позволяет снизить тревожность и нормализовать тонус матки  у беременной женщины и, следовательно кровообращение  в организме будущего ребенка.

Формирование диады. Осознание, чувствование того, как растет и развивается ребенок во время беременности, позволяет выстроить гармоничные диадные отношения  в системе «мать-дитя». Это позволяет будущей матери научиться чувствовать состояние (комфорт-дискомфорт) будущего ребенка и создавать наиболее комфортные для него психологические и физиологические условия.

Психологическое консультирование на этом этапе направлено на принятие ребенка, признание его самоценности, формирование адекватного отношения к беременности и будущему ребенку, снижение тревожности. Кроме того, на этом этапе проводится психологическая подготовка к родам, информирование о естественной физиологии процесса родов и возможных последствиях неоправданного нарушения естественного процесса родов (применение наркоза по желанию роженицы во время родов, кесарево сечение без показаний и т.д.), особенностях послеродового периода.

Биодинамические и регрессные техники позволяют нормализовать психологическое состояние, мышечный тонус, уменьшить отечность у беременной женщины и риск гипоксии у ребенка.

Постнатальный период. На этом этапе возможность полноценного психологического консультирования ограничена - на это просто нет времени. В то же время состояние ребенка напрямую зависит от состояния матери. Чем она спокойнее, чем инстинктивнее она действует, тем лучше ребенку. Если она старается делать все «правильно» и боится сделать что-то не так, ребенок чувствует это напряжение и реагирует на него – плачет, плохо ест и спит, возникают проблемы  с пищеварением. Приобретенные на предыдущих этапах навыки самодиагностики и саморегуляции позволят снизить тревожность матери и ребенка.

Биодинамические и регрессные техники позволяют устранить (минимизировать) последствия родовых травм  у ребенка, нормализовать работу его органов пищеварения. Коррекция психологического состояния матери  с помощью биодинамических, регрессных и психодинамических техник позволяет снизить ее тревожность, улучшить настроение, снизить утомляемость.

 

 

8. Связь активности ключевых зон  и клинических вариантов гестационной доминанты. Способы диагностики и коррекции отклоняющихся вариантов гестационной доминанты с помощью телесно-ориентированных техник

В книге И.В.Добрякова «Перинатальная психология» выделены следующие отклоняющиеся варианты психологического компонента гестационной доминанты: гипогестгнозический, эйфорический и тревожный. Там же описаны основные характерные особенности поведения при этих вариантах. Далее приведены цитаты  из этой книги.
«Гипогестогнозический вариант психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) характерен для женщин с явным или, чаще, скрытым, бессознательным непринятием своей беременности. Нередко до того момента, когда не считаться с изменениями в организме женщина уже не может, у нее отмечается атиофориогнозия (греч. a – отрицание; tiophoria – беременность; gnosis – знание).
Как правило, они равнодушны к тому, замечают окружающие у них признаки беременности или нет, но повышенное внимание, расспросы по поводу беременности, состояния здоровья, попытки особого отношения, предложения помощи вызывают у таких женщин раздражение. Для таких женщин характерны следующие высказывания, соответствующие их переживаниям:
• «я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с моей беременностью»;
• «я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах»;
• «я не задумываюсь о предстоящем материнстве».
Женщина с гипогестогнозическим типом ПКГД как бы забывает о беременности, старается  игнорировать ее проявления...
При формировании гипогестогнозического типа ПКГД женщины стараются не менять свой образ жизни. Рафаэл-Лефф (2001) называет это регулирующим типом, при котором мать не меняет свою жизнь, а пытается встроить в нее сначала беременность и пренейта, а после родов – ребенка, часто ущемляя его интересы (Raphael-Leff J., 2001).  Гипогестогнозический вариант ПКГД встречается у женщин разных возрастных групп, представительницы которых весьма отличаются друг от друга.
Во многом поведение женщин с гипогестогнозическим типом ПКГД определяется формирующимся у них игнорирующим стилем переживания беременности (Филиппова Г. Г., 1999). Одной из основных особенностей этого стиля Г. Г. Филиппова считает довольно позднее осознание женщиной того, что она беременна. При этом она, как правило, неприятно удивлена, испытывает досаду. Соматическое состояние ее вполне нормально, а порой она чувствует себя даже лучше, чем до беременности.»
При таком варианте ПКГД будут активны  ключевые зоны D4, D3 и, вероятно, S4 – ведь такое нежелание признавать даже сам факт беременности и считаться с ним, скорее всего, связано со страхом перемен, которые произойдут после рождения ребенка.
Телесно-ориентированная психотерапия, направленная на осознание изменений, происходящих на физиологическом уровне, пробуждение  у беременной женщины интереса (любопытства) к происходящему с ней в сочетании с психологическим консультированием поможет формированию диадных отношений и  приблизит ПКГД к оптимальному варианту.
«Эйфорический вариант психологического компонента гестационной доминанты
При эйфорическом (греч. eu – хорошо; phero – переносить) варианте ПКГД у беременных женщин преобладает повышенный фон настроения. Они видят будущее только в розовом свете, уверены в благополучном исходе родов. Типичным для них является высказывание одной нашей пациентки: «Ничто не доставляет мне такого счастья, как то, что я беременна!» В отличие от нормального хорошего настроения, способствующего адекватной оценке происходящего, эйфория делает беременных женщин нечувствительными к объективной реальности.
Отношение к предстоящим родам у таких женщин радужное, беспечное, особенно в первой половине беременности. Столкнувшись с трудностями во время родов, они могут впадать в панику, не способны конструктивно сотрудничать с медицинским персоналом, требуют дать им наркоз.
Во время беременности они высоко оценивают свою материнскую компетенцию, уверены, что станут прекрасными матерями. Они собираются кормить детей, ожидая от этого процесса лишь положительных эмоций.
Важной составляющей эйфорического варианта ПКГД является вырабатывающийся у этих женщин эйфорический стиль переживания беременности (Филиппова Г. Г., 1999). Он характеризуется тем, что возникший в первом триместре эйфорический фон настроения держится в течение всего периода гестации. Отношение женщины к возможным проблемам беременности и материнства некритично.»
При этом варианте ПКГД будут активны ключевые зоны D2, S3 и S4.
Телесно-ориентированная психотерапия, направленная на биологическое центрирование беременной женщины и психологическое консультирование, в процессе которого сформируется адекватное восприятие процесса беременности и снизится страх перед процессом родов, поможет приблизить ПКГД к оптимальному варианту.
«Тревожный вариант психологического компонента гестационной доминанты
Особенности этого варианта ПКГД отражены в его названии. Проблемы тревожности и тревоги, страхов и фобий беременных широко представлены в работах перинатальных психологов. При этом толкование этих терминов не всегда однозначно. В связи с этим целесообразно остановиться на определениях обсуждаемых понятий.
Тревога – эмоция, отражающая переживания ожидания, возникающие в ситуации неопределенности, допускающей неблагоприятное развитие событий. Именно в такой ситуации оказывается беременная женщина. Чем больше неопределенность будущего, тем выше тревога.
Тревожность – это черта личности, проявляющаяся в том, что объективно безопасные обстоятельства воспринимаются как содержащие угрозу (Spielberger C. D., 1966).
Страх можно определить как эмоциональную реакцию на конкретную угрозу, проявляющуюся в виде вегетативных изменений и переживания внутренней напряженности, связанной с угрозой благополучию, здоровью или жизни человека и/или его близких. При этом интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине вызывающей ее опасности. З. Фрейд считал страх выражением инстинкта самосохранения (Фрейд З., 2002).
Закономерно и нормально некоторое повышение уровня тревоги и возникновение страхов, отмечающиеся у большинства женщин, испытывающих во время беременности дефицит информации о том, как будет протекать беременность, идти развитие пренейта, каким образом и с каким результатом произойдет родоразрешение. Благодаря этим эмоциям женщины становятся более ответственными, осторожными, бережнее относятся к своему здоровью. Таким образом, тревога и страхи способствуют адаптации женщины к ее новому состоянию, а значит, перинатальный психолог не должен стремиться полностью купировать их. Признаками нормальных тревоги и страха являются их адекватность, логичность, снижение при разрешении ситуации.
Патологический характер тревога и страх принимают при несоответствии их интенсивности и особенностей вызвавшему их объекту. При этом тревога перестает играть адаптивную роль и, напротив, приводит к формированию тревожного варианта ПКГД (Добряков И. В., 1999, 2003).
С момента осознания своей беременности они находятся во власти дурных предчувствий, в постоянном нервном напряжении. Возникающие при этом сомато-вегетативные реакции влияют на субъективное самочувствие, усугубляют состояние. Их характеризуют такие личностные черты, как ранимость, мнительность, повышенная утомляемость, суетливость, эмоциональная лабильность. Они не уверены в себе, легко расстраиваются и теряют душевное равновесие. Их отличает высокое чувство ответственности.
У таких женщин важной составляющей тревожного варианта ПКГД является тревожный стиль переживания беременности (Филиппова Г. Г., 1999). При этом на фоне тревожных переживаний в течение всего периода гестации беременность воспринимается ими как соматически болезненное состояние.»
В этом случае наиболее активными будут ключевые зоны S4 и S3. Телесно-ориентированная психотерапия, направленная на снижение активности этих зон, а, значит, на снижение уровня страха и тревожности, благоприятно скажется на состоянии беременной женщины, снизит тонус матки, и вероятность (степень) гипоксии плода.
Во всех рассмотренных случаях используется сочетание психологического консультирования, обучения беременных женщин навыкам самодиагностики  и самокоррекции и применение биодинамических и регрессных техник (в исполнении психотерапевта), направленных на биологическое центрирование беременной женщины, а значит и улучшение состояния здоровья будущего ребенка.

9. Детские перинатальные проблемы, их связь с активностью ключевых зон матери, методы коррекции

Во время беременности и до 3-х лет все проблемы ребенка  - это проблемы матери. Мать не всегда может себе позволить выразить свои истинные чувства и эмоции, она сдерживает их, стараясь выглядеть как можно лучше и «правильнее». Но ребенок, являясь частью диады, чувствует все, что происходит с матерью, в том числе и те ее эмоции, которые она скрывает даже от самой себя. Во время беременности ребенку на физическом уровне передаются поведенческие паттерны матери. Очень часто тело ребенка повторяет особенности тела матери, что может выражаться в похожей асимметрии частей тела.
Расстройства пищеварения, кашель, насморк, аллергии и другие болезни детей трех первых лет жизни, как правило, являются отражением и следствием состояния матери. В таких ситуациях лечение с помощью обычных лекарственных средств зачастую неэффективно, заболевание повторяется снова и снова.
Биологическое центрирование матери позволяет устранить причину заболевания ребенка и значительно снизить вероятность рецидивов заболеваний. 
В процессе консультирования необходимо объяснять матери, насколько сильно состояние здоровья ребенка зависит от ее внутреннего состояния и уровня внутренней лжи (когда ведет себя не естественно, а как «правильно»).
Кроме того, на ребенка влияют и другие члены семьи, ведь семья - это система, в которой каждый связан со всеми. Дети очень хорошо чувствуют истинные взаимоотношения между членами семьи, особенно их скрытую недоброжелательность по отношению друг к другу.
Семейная психотерапия, направленная на гармонизацию отношений между членами семьи благоприятно действует на здоровье ребенка.

10.Особенности и «подводные камни» психотерапевтических техник

На семинаре будут рассмотрены различные психотерапевтические техники (расстановки, гештальт-техники, НЛП  и др.) в плане «что мы, на самом деле, делаем, когда мы делаем это», способы их исполнения и возможные негативные последствия для психотерапевта и клиента.


В начало


Источник: http://svet-mil.ru/index.php/prakticheskie-navyki-saovosstanovleniya/telesno-orientirovannye-metody-v-perinatalnoj-psikhoterapii